Итак, этапы создания воронки продаж:
Определение целевой аудитории. Чтобы воронка продаж работала, следует взять ориентир только на тех людей, которые могут заинтересоваться продуктом. Погружение в особенности психологии потенциальных клиентов поможет найти с аудиторией общий язык, составить привлекательные объявления и сделать правильный таргетинг. Критериями целевой аудитории для воронки продаж являются пол и возраст, география проживания, семейное положение, наличие и возраст детей, сфера деятельности и уровень дохода, интересы и мечты, ценности и хобби, проблемы и боли, привычки.
Если приходится иметь дело с широкой целевой аудиторией, нужно разбить её на сегменты и создать отдельные воронки продаж для каждого сегмента. Чтобы познакомиться с целевой аудиторией ближе, проводят онлайн-опросы на специальных площадках, например, Яндекс.Взгляд. Респонденты указывают в анкетах основные сведения о себе, отвечают на вопросы компании, дают комментарии о продукте, его свойствах, стоимости и т. д. Указывают, хотят ли приобрести товар или заказать услугу, что им препятствует в этом.
Ещё один способ — проведение глубинного интервью, то есть живого диалога с представителем целевой аудитории. Ему необходимо задавать открытые вопросы, чтобы получать развёрнутые ответы. Чем профессиональнее вы подойдёте к работе с целевой аудиторией, тем больше посетителей реклама конвертирует в покупателей.
Не менее важно познакомиться с конкурентами: какой товар или услугу они предлагают, по какой цене, какие каналы продвижения и продаж применяют. Конкурентов можно обнаружить с помощью статистики релевантных поисковых запросов Яндекс. Метрики или Google Analytics, а также в ТОПе выдачи.
Разработка УТП. Уникальное торговое предложение должно закрыть потребность клиента, описать реальную ценность продукта, сформировать доверие к бренду и выделить его среди конкурентов. Правильно составленное УТП способствует созданию воронки продаж и увеличению прибыли от рекламных кампаний. Не рекомендуется использовать расхожие фразы по типу «мы индивидуально подходим к каждому клиенту» или «у нас самые приятные цены». Они не говорят потенциальным покупателям ни о чём. УТП должно быть максимально конкретным: «Вы получите свежую горячую пиццу за 30 минут или бесплатно» (сеть пиццерий Domino’s Pizza) или «Тает во рту, а не в руках» (M&Ms). Не пишите «высокое качество» — лучше перечислить характеристики материалов, указать срок службы изделий и т. п. Не пишите «выгодные цены» — лучше указать условия бонусной программы или фиксированные скидки. Сделайте акцент на ключевых конкурентных преимуществах бизнеса.
Установление контакта с холодными клиентами. «Холодными» называют клиентов, которые не заинтересованы в продаже. На этой стадии оказываются пользователи в момент первого контакта с продуктом. Это люди, которые увидели контекстную или таргетированную рекламу. Для установления контакта с ними сначала нужно заинтриговать их текстом и изображением в объявлении. После перехода по ссылке посетители должны столкнуться со страницей, которая раскрывает подробную информацию о продукте и содержит кнопку (яркую и заметную) формы заказа или заявки на обратный звонок. На видном месте должны быть указаны контакты отдела по работе с покупателями и службы технической поддержки.
Можно запустить рекламную кампанию, цель которой — сбор заявок. Такие есть в рекламном кабинете во ВКонтакте. Заинтересовавшиеся потенциальные клиенты оставят свои контакты для обратного звонка. Искать холодных клиентов можно и самостоятельно. Если вы предоставляете услуги для бизнеса, найдите в популярных геосервисах организации, которым может быть интересно ваше предложение, перейдите на официальные сайты и свяжитесь с руководством по указанным телефонным номерам.
Формирование интереса. Привлекайте маркетинговые инструменты, призванные простимулировать дополнительный интерес аудитории к продукту компании. Это может быть офлайн-реклама (баннеры, билборды, постеры, флаеры, листовки), PR (публикации в СМИ, бесплатные семинары и другие мероприятия), акции (конкурсы, розыгрыши, лотереи, скидки), интернет-маркетинг (SEO, продвижение в соцсетях, таргетинг, баннеры на сайтах, email-рассылка, контент-маркетинг).
Работа с возражениями. Иногда потенциальные клиенты испытывают сомнения — стоит совершать покупку или нет? Может быть, товар или услуга кажутся им слишком дорогими, присутствует неуверенность в качестве или вообще в том, что это приобретение имеет смысл. Во время работы с возражениями следует сначала дать клиенту выговориться и продемонстрировать, что его позиция абсолютно ясна для компании. Важно показать, что вы на стороне покупателя, а затем можно привести чёткие аргументы в пользу покупки. Например, «Да, наши пальто действительно стоят дорого. Потому что они созданы известными брендами из качественных материалов, имеют стильный крой и модные оттенки. Приобретая такую вещь, вы вкладываете капитал с умом».
Закрытие сделки. На этом этапе покупатель практически согласен приобрести продукт или подписать договор. Задача менеджера — дать человеку мотивацию к совершению целевого действия. Можно перечислить все достоинства товара и подытожить: «Мы обсудили, что вам больше подойдёт этот вариант, потому что [преимущество]. Это прекрасный выбор, так как у него [преимущество]. Оформляем?». Или в случае, когда в магазине действует ограниченная по времени акция, можно напомнить клиенту о ней: «Распродажа в нашем магазине заканчивается. Мне уточнить, действительно ли ещё специальное предложение?».
В KPI для менеджеров по продажам, как правило, ставят не только количество сделок, но и общую сумму выручки, которую принёс один клиент. Для бизнеса это более эффективно, так как первая продажа обычно получается дорогой из-за затрат на рекламу и маркетинг. Все последующие сделки обходятся «дешевле». Поэтому воронка продаж может быть увеличена до семи этапов: после закрытия сделки возникает стадия сбора обратной связи (нужно убедиться, что клиент доволен продуктом), затем повторная сделка или продление договора. Встречаются и более длинные воронки. Например, можно отслеживать, порекомендовал ли клиент компанию своим знакомым. Кроме того, в воронку иногда добавляют действия продавцов, которые улучшают конверсию каждого этапа. Например, как должен поступить продавец, если клиент не хочет встречаться. Нужные данные следует добавить в воронку.