Условно контекстную рекламу делят на поисковую и рекламу в сетях, но она давно не ограничена какими-либо рамками, поэтому новые возможности для рекламодателей возникают постоянно.
По форме подачи сообщений контекстную рекламу разделяют на:
- Текстовую. Рекламное объявление в виде текстового блока с заголовком, компактным коммерческим предложением и ссылкой на сайт, товар или услугу. Текстовая контекстная реклама показывается в поисковой выдаче по запросам или размещается на сайтах соответствующей тематики. Часто её комбинируют с изображением, которое демонстрирует товар или услугу.
- Графическую. Это графическое изображение или баннер, который может быть статичным, анимированным или интерактивным, то есть предлагающим пользователю какой-либо способ взаимодействия (ответить на вопрос, пройти опрос и т. д.). Баннерную рекламу размещают на сайтах-партнёрах поисковика, в интернет-магазинах и мобильных приложениях.
- Тематическую. Это баннеры или их комбинации с текстом, которые отображаются на сайтах и в мобильных приложениях. Объявления демонстрируются в соответствии с поведенческими данными пользователей или тематикой сайтов.
- Поисковую. Поисковая реклама отображается на страницах поисковиков над или под результатами выдачи по запросу пользователя. Чтобы отличить поисковую рекламу от органической выдачи, есть специальная пометка.
- Товарную. Рекламные объявления динамического характера с фотографиями, наименованиями и стоимостью товара. Товарная реклама часто встречается в поисковых системах над результатами выдачи. С её помощью пользователи могут предварительно ознакомиться с ассортиментом компании, не переходя для этого на сайт рекламодателя.
- Видеорекламу. Это видеоролик о компании, продукте, услуге. Видеореклама обычно содержит ссылку на сайт или страницу продукта/услуги. Её размещают в соцсетях, на сайтах-партнёрах поисковых систем, на видеохостингах.
- Ремаркетинг. Реклама, нацеленная на пользователей, которые уже посещали целевой ресурс, но не совершили целевого действия (оформление покупки, звонок по указанному номеру, регистрация и т. д.). Задача таких объявлений — напомнить пользователю о компании и её товарах/услугах, дать мотивацию для возвращения на сайт.
Суть контекстной рекламы в том, что объявление показывается в зависимости от факторов, которые прямо или опосредованно характеризуют подходящую целевую аудиторию, её интересы и потребности. Речь о поисковых запросах пользователей, тематике страниц, данных геолокации и социально-демографических данных. Кроме того, в контекстной рекламе учитывается множество других факторов, включая время суток, используемые пользователем устройства и т. д. Чем подробнее указаны параметры, тем более точным и эффективным станет рекламное объявление.
У контекстной рекламы много весомых преимуществ:
- Точечное воздействие. Если обычная реклама охватывает максимально широкий круг потребителей, то контекстная — направлена чётко на целевую аудиторию, которая проявляет к рекламируемым товарам или услугам непосредственный интерес. Поэтому потенциальные клиенты быстрее и проще находят то, что им нужно, а продавцы не тратят лишние ресурсы на привлечение людей, которым их товары и услуги не нужны.
- Широкий охват. Контекстная реклама демонстрируется на большом количестве сайтов, в интернет-сервисах, мобильных приложениях и на других платформах, которые являются партнёрами или дочерними проектами поисковых систем. При этом контекстное продвижение сохраняет точечный характер своего воздействия.
- Ненавязчивость. Контекстную рекламу видят только те пользователи, которые заинтересованы в конкретном продукте или услуге. Поэтому контекстная реклама не вызывает у аудитории раздражения, чего не скажешь об обычных рекламных вставках или баннерах, которые неожиданно прерывают фильм или всплывают во время чтения текста. Люди, в целом, лояльно относятся к контекстным объявлениям, а значит, к рекламодателям и их продуктам.
- Быстрый результат. Первых клиентов с помощью контекстной рекламы можно привлечь уже через пару часов после старта кампании. Главное — правильно разработать рекламное сообщение, а демонстрироваться оно начнёт сразу после того, как рекламодатель оплатит услуги рекламной сети.
- Гибкость. Контекстная реклама подходит разным видам бизнеса и категориям целевой аудитории. Этим методом могут пользоваться и те, у кого нет собственного веб-ресурса, так как в рекламном объявлении достаточно указать адрес магазина, номер телефона и электронную почту.
- Подробная аналитика. Результаты рекламных кампаний нужно тщательно анализировать. Для этого сервисы ведения контекстной рекламы предоставляют разнообразные инструменты и метрики, используя которые можно быстро выявить и скорректировать слабые стороны объявлений.
- Доступность. Запустить контекстную рекламу гораздо проще, чем организовать SEO-продвижение. Достаточно воспользоваться инструментами, которые предоставляет рекламная платформа, настроить текстовое сообщение, баннер или видеоролик. Справиться с этой задачей можно без помощи специалистов, если есть время и желание. Более того, оплачивать контекстную рекламу нужно не за показы, а за количество кликов. Даже если объявление не принесёт желаемых результатов, рекламодатель ничего не потеряет.
Среди недостатков контекстной рекламы следует выделить неэффективность для новых продуктов — показ рекламных объявлений основывается на интересах пользователей, а если они не знают, что такой продукт существует в принципе, то и заинтересованы в нём не будут. К тому же во многом контекстная реклама зависима от конкурентов. Позиции, на которых показываются объявления, разыгрываются на аукционе между их заказчиками. Чем выгоднее позиция, тем выше эффективность рекламы, но и затрат больше. Поэтому в сферах бизнеса с обострённой конкуренцией крайне сложно выбиться в ТОП.
К сожалению, настроить контекстное рекламное объявление не так просто, как хотелось бы. Процесс состоит из нескольких этапов:
- Разработка рекламной стратегии.
- Сбор семантического ядра, кластеризация запросов и т. д.
- Создание рекламных сообщений (написание текста и заголовка, создание графического объявления).
- Настройка рекламы, проверка у модераторов, корректировка.
- Ведение рекламной кампании, анализ статистики.
По-настоящему эффективную контекстную рекламу разработает только опытный специалист, который отлично разбирается в особенностях рекламных сервисов, механизме работы поисковиков и прочих тонкостях. Услуги такого специалиста стоят дорого.
Но самый существенный недостаток контекстной рекламы — краткосрочность. Метод обеспечивает первые результаты моментально и прекращает работать сразу после того, как заканчивается финансирование. Приток новых пользователей и прибыль напрямую зависят от способности рекламодателя материально поддерживать рекламную кампанию.