Модератор должен быть коммуникабельным человеком, который разбирается в психологии. Специалиста с опытом можно нанять в агентстве. Он поможет
разработать эффективный гайд на исследование так, чтобы в ходе работы фокус-группы были получены ответы именно на те вопросы, которые интересны заказчику. Гайд — это набор и последовательность тем, которые будут обсуждаться с респондентами. Для модератора такой путеводитель является примерным — он может импровизировать, вносить изменения по ходу проведения дискуссии. Дело в том, что гайд отражает исследовательские нужды и логику модератора, но логика респондентов, принадлежащих другим социальным слоям и профессиональным общностям, может отличаться от представлений заказчика и ведущего фокус-группы.
На следующем этапе нужно
подготовить оборудование для записи. Рекомендуется фиксировать работу фокус-группы на видео, чтобы при анализе можно было легко понимать, кто из респондентов высказывает своё мнение, какую мимику и язык тела при этом демонстрирует.
Чтобы было проще
найти респондентов для фокус-группы, можно предусмотреть для участников исследования вознаграждение в виде денежной компенсации, купона на скидку или подарка от бренда. Как правило, участников ищут в специализированных рекрутинговых агентствах, среди клиентов компании (через рассылку или объявление в социальных сетях), с помощью таргетированной рекламы, в отраслевых чатах в мессенджерах. Респонденты должны максимально соответствовать портрету целевой аудитории — они должны иметь схожие интересы, увлечения, проблемы и возраст. Важно, чтобы участники не были знакомы лично, так как это может негативно отразиться на результатах исследования. Люди не будут вести себя и высказываться искренне в присутствии знакомых.
Неблагонадёжными респондентами считаются:
- Недавние участники исследований по методу фокус-групп. Респонденты, которые хотят попасть в команду, не должны участвовать в аналогичных мероприятиях в течение полугода. «Профессиональные респонденты» за вознаграждение готовы переходить из одной группы в другую, а так как они хорошо знакомы с техникой подобной дискуссии, то могут начать манипулировать процессом или давать на вопросы «нужные» ответы, а не те, что помогут составить реальную картину.
- Лица, которые связаны с рекламой или маркетингом. Участие в фокус-группе таких респондентов не даёт полной уверенности в том, что их ответы будут совершенно беспристрастными. Кроме того, они могут передать полученную информацию конкурентам заказчика.
- Лица, связанные с исследуемой нишей бизнеса. Их мнение необъективно, так как они отлично знают, например, как производятся обсуждаемые товары или оказываются обсуждаемые услуги. Их мнение нетипично с потребительской точки зрения.
- Лица, знакомые с модератором. Их присутствие может изменить процессы взаимодействия участников в коллективе. Люди склонны переносить сложившиеся взаимоотношения в обсуждение тех или иных вопросов, что в нашем случае может исказить аналитику.
Когда подготовка к исследованию будет окончена, остаётся
провести мероприятие. Обычно для этого выбирают вечер буднего дня или выходной день. Выбранных респондентов нужно заранее поставить в известность о том, в какое время начнётся дискуссия и сколько она будет длиться. Кроме того, участники должны знать, что исследование будет записано на видео или диктофон.
Единичное собрание фокус-группы может пройти не так удачно, как хотелось бы. У исследователей и заказчика может сложиться неправильная картина восприятия объекта обсуждения аудиторией. Для точности и чистоты рекомендуется провести две или несколько встреч с разными представителями групп потребителей.