Рост цифровизации и массовый переход в онлайн сделали электронную торговлю флагманом ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к e-commerce сегодня возможен с любого смарт-устройства, поэтому уже в 2021 году число онлайн-потребителей в мире перешагнёт отметку в два миллиарда человек, а объем интернет-продаж составит почти пять триллионов долларов.
Самыми успешными кейсами электронной коммерции на сегодняшний день являются:- Alibaba. Главный игрок китайского рынка e-commerce, одна из самых крупных и самых дорогих компаний в мире. Основана в 1999 году, работает на трех международных платформах — Tmall и Aliexpress, Alibaba, Taobao, а также имеет собственную платежную систему.
- JD.com. Основной конкурент Alibaba в Китае. В конце 20-го года у компании было более девятисот складов, общая площадь которых составляет 21 миллион квадратных метров. JD.com имеет сети магазинов, социальную платформу, а также направление коммерческой недвижимости.
- Amazon. Мировой гигант в сфере электронной торговли. Имеет большую сеть складов и службу доставки, активно использует роботов и дронов, облачные хранилища и сервисы, регулярно запускает под собственным брендом продукты и сервисы. Выручка компании за 2020 год составила более трёхсот миллиардов долларов.
- eBay. С 1995 года компания выросла из сервиса онлайн-аукционов в одного из самых авторитетных игроков сферы электронной коммерции. Кстати, eBay так и остался онлайн-агрегатором без собственной логистики и дополнительных сервисов. Главной особенностью компании является то, что она помогает найти редкие коллекционные вещи.
- ASOS. Британский маркетплейс агрегирует товары (одежда, обувь, аксессуары, косметика) от поставщиков на своих складах и развозит во все точки мира.
- Ozon. Один из лидеров российской электронной торговли с выручкой в почти 200 миллиардов рублей за 2020 год. Начав с торговли книгами в 1991 году, сегодня компания занимается ещё и электроникой, бытовой техникой, косметикой, одеждой, продуктами. Расширив пункты самовывоза, Ozon доставляет товары в собственные постаматы или курьерами.
- Wildberries. Российский онлайн-ретейлер, продающий одежду, обувь, аксессуары, электронику, бытовую технику, товары для дома. Товары доставляются с собственных складов компании через пункты выдачи или курьеров. Wildberries работает не только в России и странах СНГ, но и в Израиле, Словакии, Польше.
- Яндекс.Маркет. Бывший агрегатор для интернет-магазинов стал маркетплейсом, в котором магазины могут реализовывать свои товары, а покупатели выбирать между миллионами вариантов наиболее походящие для себя.
Рынок e-commerce растёт и будет расти в дальнейшем. К 2040-ому году, как обещают прогнозы специалистов, до 95% покупок будут совершаться в режиме онлайн. Уже в этом году мировые продажи в сфере электронной коммерции должны составить почти пять триллионов долларов.
Глобальными трендами в развитии электронной торговли являются:- Оплата по лицу и «невидимые» платежи.
- Дополненная реальность.
- Осознанное потребление.
- Бесшовный шопинг (омни-шопинг, позволяющий покупателям иметь доступ к продуктам в любое время и в любом месте).