У маркетологов есть инструменты, позволяющие собрать данные о потребителях. Мы приведём лишь рабочие механизмы, с помощью которых можно описать целевую аудиторию и составить портрет потенциального покупателя.
Маркетинговое исследованиеМаркетинговые исследования требуют больше всего ресурсов, но они являются наиболее эффективным способом сбора сведений о потребителях. Обычно такую работу поручают специализированным агентствам. Сразу скажем, что это удовольствие не из дешёвых. Более того, не стоит рассчитывать на быстрые результаты, потому что такие мероприятия должны проводиться обстоятельно.
Если не хочется платить профессиональным исполнителям, можно попробовать справиться своими силами. Для этого нужно создать онлайн-анкету опроса. У клиентов требуется узнать про возраст и пол, уровень образования и сферу деятельности, примерный уровень дохода, увлечения. Важные вопросы: «Что вы больше всего цените при совершении покупок?» и «Почему вы выбрали нас?». Данный перечень вопросов является примерным – его можно менять по своему усмотрению. Главное, чтобы за прохождение опроса клиенты получали нечто приятное – скидки, повышенный кешбэк, стикеры на смартфон или другую мелочь.
Инструменты веб-аналитикиТакие сервисы, как Яндекс.Метрика и Google Analytics отслеживают данные посетителей веб-ресурсов. Если подключить к ним сайт компании, можно узнать, посетители какого пола и возраста посещают сайт, откуда и с каких устройств они его открывают, благодаря каким поисковым запросам они находят компанию и её продукт.
Методика удобна тем, что отчёты в таких сервисах создаются автоматически. С помощью различных инструментов можно создавать и свои аналитические справки. Точность таких сведений не достигает 100%, но Яндекс.Метрика и Google Analytics – достойная альтернатива опросам.
Наиболее релевантные сведения о пользователях можно получить с помощью социальных сетей. Есть множество сервисов (Pepper.nonja, Popsters, TargetHunter и т.д.), которые собирают информацию в соцсетях, которые люди чаще всего посещают не с рабочими целями. Эти сервисы являются дополнительными инструментами, использование которых позитивно скажется на описании портрета целевой аудитории. Но нельзя полагаться только на них, так как любая стратегия продвижения должна основываться на системном подходе.
Метод «5W»Популярный метод, придуманный основателем бренд-консалтинговой компании Added Value Марком Шеррингтоном, получил название 5W, потому что предполагает поиск ответов на пять вопросов:
- What? (Что?). Тип продукта. Задавая себе этот вопрос, нужно знать, что предлагает компания. Ответ на него отсечёт тех, кому продукт не интересен. Например, бренд продаёт дорогие украшения, при изготовлении которых используются драгоценные металлы и натуральные камни.
- Who? (Кто?). Портрет потенциального клиента. В нашем примере позволить себе такие украшения могут только обеспеченные люди. Для них важно, какими предметами роскоши они могут обладать.
- Why? (Почему?). Мотивация для покупки. Компания предоставляет гарантию подлинности украшений. Это оригинальный и редкий продукт, который к тому же можно сделать ещё более уникальным с помощью гравировки. При покупке нескольких предметов можно получить скидку.
- When? (Когда?). Условия для покупки. Потребность купить драгоценности может возникнуть при желании сделать инвестицию или подарок.
- Where? (Где?). Место приобретения. Купить украшение можно в фирменном магазине или на официальном сайте компании. При онлайн-оформлении сделки драгоценности доставляются клиенту вместе с необходимой документацией.
Метод «От обратного»Точка отсчёта при использовании данного метода – конечный результат. Для начала следует разобраться, что должен получить потребитель. Следующий этап – описание пути, который он должен проделать для получения результата. Ради чего потенциальный клиент может пройти весь этот путь? Какая потребность может его мотивировать? Зная эту потребность, можно проанализировать целевую аудиторию и определить, у какого сегмента она может возникнуть.
При использовании метода «От обратного» можно получить несколько сегментов целевой аудитории. Для каждой отдельной группы пользователей нужно создать ограниченную кампанию, чтобы проверить, соответствуют ли предположения компании действительности.
Определение целевой аудитории от рынкаМетод заключается в том, что компания отталкивается от текущей ситуации на рынке и действий, которые предпринимают конкуренты. Приблизительный план:
- Провести исследование рынка, найти в открытых источниках готовые отчёты или купить исследование в маркетинговом агентстве. Цель – узнать, кто на рынке предлагает аналогичные продукты, какие каналы продвижения использует, кто приобретает эти продукты.
- Изучить конкурентов, проанализировать их продукты и УТП. Необходимо узнать, на кого нацелены коммуникации, какие преимущества выделяют конкуренты.
- Провести опрос среди имеющихся у компании клиентов и потенциальной целевой аудитории. Важно уточнить, почему потребители приобретают или хотят приобрести продукт, как предпочитают взаимодействовать с брендом, что считают значимым для совершения покупки.
- Попытаться сделать прогноз, кто может стать целевой аудиторией компании. Составить подробное описание потенциального клиента.
- Проверить свои гипотезы на практике, протестировав предложения компании на небольших потребительских группах.
Определение целевой аудитории от продуктаЕсли продукт компании уникален, при поиске целевой аудитории можно отталкиваться именно от него. Для этого нужно:
- Провести сравнительный конкурентный анализ товара.
- Определить несколько ключевых свойств, которые отличают товар от его аналогов.
- Спросить у имеющихся покупателей товара, какие из его характеристик для них наиболее важны, почему они приобретают товар и т.д.
- Провести краткий анализ продукта, определив его сильные и слабые стороны, возможности для продвижения, вероятные сложности при продвижении.
- Сегментировать рынок, выделив уже состоявшихся клиентов, потенциальных покупателей и людей, которые никогда не будут заинтересованы в продукте.
- Описать потенциальных покупателей.
- Составить план мероприятий для привлечения потенциальных покупателей.
- Протестировать жизнеспособность своих предположений.